14:54 

Буддизм как меметика

Ahuli
А об остальном тебе поведают мои ангелы.

Суть Буддизма настолько проста, что даже непонятно, как можно было её настолько запутать всего-лишь за десять поколений людей!

А суть в том, что люди — рабы мемов. Свобода — это освобождение из под контроля мемов. Она требует разотождествления с мемами.

То что я думаю я думаю — это не я думаю просто так . Это я думаю мем. Это мем мной думает. Мем захватывает внимание, а ассоциативный механизм ума начинает выдавать отфильтрованные мемом мысли.

Желание — это не моё желание. Это часть мема. На самом деле, мне ничего не нужно. Ну может что-то очень простое — пожрать там да поспать. Это мем в меня зашёл и заставил желать, планировать, достигать. Мемы — это и есть то, что древние называли демонами, а большие мемы (мемплексы) — богами.

Расстройство — это не моё расстройство. Если я с чем-то несогласен — это не я несогласен. Это мемы вступили в конфликт у меня в голове.

А всё дело в том, что человеческое сознание на самом деле очень простой механизм. Его действие чем-то похоже на действие автомата Калашникова или двигателя внутреннего сгорания:

Сознание состоит из памяти и ума. В памяти хранятся следы прошлых впечатлений (много!). Содержимое ума в любой момент времени содержит какой-то мыслеобраз (один!). Память и ум соединены двумя проводочками. По одному из них тот мыслеобраз который сейчас в уме поступает в память. В памяти из набора прошлых впечатлений выбирается другой более-менее подходящий мыслеобраз. Он идёт по второму проводочку назад в ум. Теперь в уме новая мысль. И так по кругу. Это всё.

Обычно сознание работает довольно хаотично. В памяти находится какая-то произвольная ассоциацию, загружается в ум, потом следующая, и так по-цепочке. Никогда не останавливающийся поток мыслей.

Теперь, что такое внимание. Мыслеобраз в уме полностью замещается с каждым новым циклом сознания. Старая мысль уходит, новая приходит. Но есть один уголочек содержимое которого не меняется. Это и есть внимание. В каждый момент времени во внимании находится один мыслеобраз. Он тоже поступает в память, и там влияет на выбор ассоциации которая загрузится в ум на следующем цикле. Следующая и следующая мысль приходят в ум, но мыслеобраз в уголке остаётся один и тот же.

На самом деле внимание многоуровневое. Его примерно уровней 7. Верхний уровень — это сиюминутная задача которой я сейчас занимаюсь (например поднимаюсь по ступенькам). Следующий уровень — это контекст более высокого уровня (сажусь в автобус). Следующие уровени, это как круги — всё шире и шире — “еду в центр”, “добираюсь на работу”, “будний день”. Внимание верхнего уровня постоянно переключается, но только в пределах определённых вниманием следующего более глубинного уровня. Чем уровень глубже, тем реже он переключается. На более глубинном уровне находится установка которая контролирует моё внимание годами. Это моя общественная роль (“отец семейства”). Дальше мой личный миф (“я буддист”). И, наконец, на самом глубинном уровне находится установка “я человек”.

Мемы это эдакие информационные вирусы, которые захватывают внимание на втором-третьем, а иногда и более глубинных уровнях. Этим они внедряются в наш цикл сознания. Под влиянием мема память начинает выдавать только те ассоциации которые так или иначе подходят по смыслу к мему.

Сами по себе мемы не живые. Это просто куски информации. Когда в сознание заходит такой мем как например рекламный ролик мобильного телефона — все мысли и действия человека начинают определятся этим мемом. Т.е. он начинает думать про мобильный телефон, читать ревьюшки и так далее, и в конце-коцов бежит его покупать, думая что это он его хочет! А на самом деле это мем, вирус, демон, овладел сознанием. Но из-за того что человек отождествляет себя со своим сознанием он думает что всё что он думает это он сам думает.

Мемов нам прививают с детства. С начала родители. Потом в школе. Потом друзья и знакомые, новости и реклама. Книги, телевиденье, интернет — это всё каналы распространения мемов.

Мем учения. Мем карьеры. Мем здорового образа жизни. Мем искусства. Мем секса. Мем контр-культуры. Настоящий Буддист очень серьёзно относится к мемам. Он серьёзно защищается от их постоянных атак. Не смотрит телевиденье. Не читает новости. Не читает случайные книги. Отворачивается от рекламы и закрывает уши. Отворачивается от сексапильных тёлок (мем секса). Не слушает и не распространяет слухи. Защищается от песен со словами.

Но иногда мемы всё таки пробиваются. Я вот например летом начал переводить Душевный Учебник по Руби — этот мем меня зацепил. Потом решил собрать новый комп — опять мем. Потом чуть не купил новую машину. Но вовремя спохватился, сдал старую, теперь езжу на работу на автобусе. Буддизм, медитация — лучшая защита от мемов.

Но оказывается, на самом деле Буддизм — это тоже мем. Это очень прилипчивый мем, внедряющийся глубоко в сознание и поглощающий человека на многие годы. Этот мем устроен так, что он заставляет человека избавляться от всех других мемов.

Любое состояние сознания, кроме того когда мы просто и ясно созерцаем всё вокруг — это сознание захваченное мемом. Любая мысль — это кусок мема.

Залипший мем создаёт желание. Желание создаёт целеполагание. Целеполагание вызывает прочное отождествление себя с мемом. Когда активный мем вступает в конфликт с миром, или с другим мемом, его начинает корёжить. А нам кажется что это страдаю “я”.

В следущий раз попробуй заметить как это случается. Мем незаметно зашёл в сознание, захватил внимание, повёл ассоциативный ряд, пошло желание или эмоция. Спохватись, скажи: это не я, это мем. Чур проклятый! Чур!


Отсюда

@темы: буддизм

URL
Комментарии
2012-11-08 в 12:48 

Леночка.
Сирень не зацветет, если не вспомнит, зачем ей цвести
буддизм как мем! ух.

2012-11-09 в 00:52 

Ahuli
А об остальном тебе поведают мои ангелы.
*boring* тот самый смайл из скайпа

URL
   

А

главная