Хобби, которое приносит деньги: рисуем для стоков
читать дальше
Монетизировать результаты своего труда нынче получается и у художников. Все благодаря интернету: на стоках успешно продаются работы отечественных авторов, за которые иностранные покупатели охотно платят в валюте. О том, как и чем живут художники, рисующие векторные изображения для продажи на стоках, мы расспросили у Элины Ли – опытного и успешного представителя данной профессии, которую знают далеко за пределами наших краев.
- Элина, здравствуй. Помню, вокруг стоков был огромный ажиотаж 3-4 года назад, и о них говорили все, кому не лень. Тогда отечественных художники и фотографы рванули в эту нишу в погоне за долларовым заработком. Сейчас, как я понимаю, конкуренция ужесточилась. Как сегодня «свободным художникам» работается на этом рынке?
Конкуренция на самом деле очень усилилась. Кроме того, сейчас появляется множество дизайнерских студий, которые специализируются только на стоках и производят рисунки в промышленных количествах. В штате у них обычно несколько художников, арт-директор, кейвордисты, иногда добавляется даже специальный человек, который занимается только тем, что придумывает идеи для рисунков.
Конкуренция и так уже достаточно велика из-за большого количества новичков, вышедших на рынок за последние годы, а со студиями самостоятельному художнику вообще соревноваться невозможно. Чтобы зарабатывать сейчас по несколько тысячи долларов в месяц, нужно вложить в работу не только свой уникальный стиль, но и огромное количество труда, упорства и терпения. Так что в этом ремесле выживают только сильнейшие.
Хотя, учитывая нынешний экономический кризис и уровень зарплат художников и дизайнеров, не исключаю, что новички по-прежнему будут продолжать вливаться в ряды стокеров, довольствуясь и меньшими суммами. А вот фотографам я не завидую — среди них конкуренция всегда зашкаливала, а теперь, похоже, ситуация усугубилась еще больше.
- У многих художников есть своя собственная «коронная» тематика или стиль, которому они следуют. На чем специализируешься ты?
Когда я начинала, у меня было постоянное ощущение, что вся эта затея — ‘mission impossible’, потому что мой ментор говорил, что для того чтобы пробиться, надо делать рисунки лучше, чем те люди, которые возглавляют рейтинги популярности на стоках. У меня от этих слов начиналась паника.
Как начинающий художник без специального образования, я вообще радовалась, когда мне удавалось что-нибудь более-менее складно нарисовать, а уж догнать и обогнать по рейтингам профессионалов казалось чем-то из области фантастики. Начала делать какие-то простенькие картинки и анализировать, что лучше покупают.
В конце концов у меня выстрелила тема скетчей, дудлов и скрибблов (каракулей). Часто я их стилизовала под детские рисунки — неровные и не очень аккуратные. Я не просто рисовала то, что мне нравится, но и учитывала при этом то, что я рисую в первую очередь для покупателя, и, значит, надо продумать красивую подачу и оформление, привлечь внимание к рисунку. И мои скетчи в конце концов вышли в топы по популярности. В прошлом году «Шаттерсток» включил мой чуть ли не самый корявенький скетч в подборку трендов дизайна года, так что путь в топы иногда может лежать и через несовершенство линий.
До стоков я немного увлекалась рисованием тушью, но коммерческого потенциала у этого хобби тогда совершенно не было. Однако я как-то ради эксперимента отсканировала один из таких рисунков и загрузила на стоки. Работа неожиданно стала продаваться, и так я открыла для себя еще одну стоковую нишу, в которой стала топовым стокером. Собственно, очень долго я вообще была в этом направлении монополистом, но сейчас на пятки уже наступают последователи и подражатели.
- Когда ты начинала, было сложно? Сколько времени пришлось трудиться, прежде чем удалось получить свой первый достойный заработок?
Первые полгода я работала по 10-12 часов каждый день, без выходных. Никому не советую так поступать, но мне тогда очень нужно было добиться быстрого результата. За пятый месяц я уже заработала столько же, сколько мне до этого платили в офисе, в восьмом месяце адского труда эта сумма удвоилась. Дальше было уже легче и можно было работать меньше.
- Сколько времени нужно новичку, чтобы раскрутить свой аккаунт с нуля? Это вообще реально сделать сейчас?
Я начинала три года назад и мне хватило шести месяцев, сейчас этот срок увеличился до года. То есть нужно еще больше терпения, упорства и адского труда. Но если раньше можно было заходить совсем с ноля и учиться по ходу дела, как поступила и я, то сейчас существенную отдачу от стоков в большинстве случаев получат только профессионалы с опытом работы.
- Ты рисуешь в первую очередь то, что тебе нравится или то, что лучше всего продается? Какие ниши сейчас в тренде?
Я часто говорю, что мне нравится рисовать то, что хорошо продается, но на самом деле немного лукавлю. Постоянно рисовать в чуждом для себя стиле, даже очень востребованном, для художника — насилие над собой. И какой тогда смысл уходить из надоевшего офиса, чтобы продолжать делать то, что тебе не близко? Я рисую то, что мне нравится, но при этом всегда учитываю, что это коммерческая иллюстрация, у которой свои законы, а также что их надо соблюдать.
Что касается популярных трендов, то это флет, плоский дизайн, причем свою популярность он сохраняет уже не первый год. Еще в тренде стиль бохо, раскраски для взрослых, рисунки акварелью, леттеринг и каллиграфия.
- Я знаю, что ты хорошо рисуешь не только в цифре. У меня даже дома есть три твоих картины. А как на счет обычных людей, таких, например, как я, которым медведь на руку наступил? Реально зарабатывать на векторной графике тем, кто от природы рисовать не умеет?
У меня есть знакомые дизайнеры, которые пришли на стоки без умения рисовать. На стоках продаются не только просто красивые векторные картинки, но и абстрактные фоны, элементы веб-дизайна, интерфейсы, 3D-графика, шрифты, очень много всего! Однако, большинство стокеров, да и вообще многие дизайнеры рано или поздно приходят к осознанию необходимости научиться рисовать, если они хотят продвигаться дальше в своей профессии. Нужно знать основы композиции, цветоведения, иметь хотя бы минимальную базу в академическом рисунке, развивать творческое видение, насмотренность, индивидуальный стиль, визуальный язык. Без всего этого развиваться профессионалу будет трудно.
- С чего начать и куда лучше податься новичку? Записаться на курсы? Или изучать Adobe Illustrator самостоятельно? Какой алгоритм действий, на твой взгляд, самый оптимальный?
Иллюстратор лучше учить на курсах, причем таких, где побольше практики. Я училась онлайн и этот курс до сих пор называю лучшим вложением денег в своей жизни — после него я сразу же сдала экзамены на стоки без всяких проблем. Те, кто уже знакомы с Иллюстратором, могут сдавать экзамен на основные стоки, а затем пойти на онлайн-воркшопы и тренинги по работе на стоках. Все они платные, но если идти с серьезным настроем на работу, то инвестиция окупится. Ну а дальше — вам поможет адский труд. Но свобода и независимость, которые дает работа на стоках, того стоят.
- Как ты думаешь, спустя 5 или 10 лет такая работа еще будет востребована? Бытует мнение, что художники нарисуют для стоков еще несколько миллиардов изображений, и интернету больше просто не будет нужно. Как ты относишься к такому утверждению?
Будущее туманно. Разговоры про то, что эпоха стоков подходит к концу, ведутся не первый год. Но есть и теория, что пока будет существовать реклама, особенно в интернете, будут и стоки. Тренды дизайна постоянно меняются, так что накопленные миллиарды изображений уже вряд ли будут актуальны через пять лет. Так что в этом вопросе я все же предпочитаю быть оптимистом.
- Элина, и последний вопрос наша рубрика о том, как сочетать приятное (занятие любимым хобби) с полезным (зарабатыванием денег). Что бы ты пожелала людям, которые тоже хотят жить так, как ты, но пока не понимают, с чего начать?
Да уж, этот последний вопрос самый трудный! Принять решение, начать действовать, никогда не сдаваться, постоянно учиться, создать для себя окружение, которое будет поддерживать на новом пути, не стесняться задавать вопросы тем, кто достиг большего. Постоянно заниматься тем, что любишь — привилегия счастливых людей. Боритесь за свое счастье.